Грузоотправители выставили РЖД претензий на 7 млрд. руб за прошлогодний коллапс на жд
В 2011 году тысячи грузоотправителей пострадали от перебоев с подачей вагонов под погрузку, многие из них подавали официальные жалобы и претензии, что вынудило разбираться в ситуации больших чиновников и даже первых лиц государства.
«В прошлом году в РЖД был страшный коллапс, груз доставлялся на неделю, а то и 1—1,5 месяца позже положенного срока», — рассказывает глава НП операторов железнодорожного подвижного состава, объединяющего малых и средних операторов, Ольга Лукьянова.
РЖД же, в свойственной себе манере, профессионально пытались перевести стрелки и претензии на частных операторов (якобы их слишком много развелось) и объясняли свою неспособность качественно управлять движением избыточным количеством приватного парка вагонов.
Масштаб прошлогодних проблем теперь понятен из отчетности РЖД: в 2011 году по вине РЖД из 17,56 млн отправок 18,4% грузов прибыли с нарушением сроков доставки. Средняя скорость движения по сети в 2011 году снизилась на 27 км/сут. и составила 247 км/сут. (в 2010 году — 274 км/сут.).
В общей сложности в 2011 году РЖД было предъявлено 126,3 тыс. претензий, что в 2,7 раза больше, чем годом ранее. При этом сумма требований возросла в 2,9 раза, составив почти 7,3 млрд руб. Из них было удовлетворено 41,8 тыс. обращений на сумму 2,07 млрд руб.
Решение существенной части споров переместилось в арбитражные суды: по данным компании, в прошлом году ей было предъявлено 15,4 тыс. исков на общую сумму 6,9 млрд руб. Из них было рассмотрено 10,2 тыс. исков (на 4,19 млрд руб.), по 7107 делам (на 1,51 млрд руб.) решение было вынесено не в пользу РЖД.
В картотеке Арбитражного суда Москвы хранятся сотни исков, предъявленных РЖД различными грузоотправителями за просрочку доставки грузов. Так, в сентябре 2011 года Магнитогорский меткомбинат обратился в суд с требованием взыскать с РЖД 362 тыс. руб., а в октябре с заявлением подобного характера обратился Evraz, общая сумма требований — 570 тыс. руб.