Тем временем IT-служба РИА Новости установила, что сообщение об отставке главы РЖД пришло с ip-адреса, не совпадающего с адресом пресс-службы правительства. Общественное мнение тестируют?
Вечер среды ознаменовался грандиозным медиаскандалом, связанным с возможной отставкой главы РЖД Владимира Якунина. Он начался с пресс-релиза, разосланного в ведущие информагентства с адреса, идентичного адресу пресс-службы правительства, и продолжился серией опровержений и подтверждений ухода Якунина и назначением на его пост экс-губернатора Свердловской области Александра Мишарина. Отставка...
Вечер среды ознаменовался грандиозным медиаскандалом, связанным с возможной отставкой главы РЖД Владимира Якунина. Он начался с пресс-релиза, разосланного в ведущие информагентства с адреса, идентичного адресу пресс-службы правительства, и продолжился серией опровержений и подтверждений ухода Якунина и назначением на его пост экс-губернатора Свердловской области Александра Мишарина. Отставка Якунина неизбежна, считают источники «Газеты.Ru».
Глава ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, возможно, в ближайшее время оставит свой пост.
В среду вечером ведущие информагентства страны сообщили со ссылкой на пресс-релиз из Белого дома о том, что Якунин отправлен в отставку премьером Дмитрием Медведевым, а на его место назначен его первый заместитель, бывший свердловский губернатор Александр Мишарин.
Впрочем, через короткое время пресс-служба правительства сообщение дезавуировала.
«Распространенная информация об отставке Якунина, оформленная как якобы официальное сообщение пресс-службы правительства, содержала в себе грамматические ошибки и была отправлена с электронного адреса, подделанного под официальную рассылку пресс-службы правительства», — пояснила она «Интерфаксу».
Пресс-секретарь РЖД Александр Пирков также не подтвердил отставку Якунина. Он уверен, что в появлении этой информации в интернете виновны хакеры.
Не остался в стороне от скандала и пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. Он заявил журналистам, что в рассылке сообщения виноваты киберпреступники, а еще позже Кремль и вовсе распространил обращение к СМИ с настоятельной просьбой «соблюдать осторожность» при освещении скандала.
Собеседник «Газеты.Ru» в «Интерфаксе» на условиях анонимности сказал, что скандальный пресс-релиз был получен с адреса, идентичного обычному адресу пресс-службы правительства.
Еще чуть позже из лент информагентств стало известно, что IP-адрес, с которого был отправлен пресс-релиз, находится в Иркутской области. По иронии, именно в Иркутской области недавно находился с визитом премьер Дмитрий Медведев с окружением, включая вице-премьера Аркадия Дворковича и пресс-секретаря Наталью Тимакову.
Дополнительной интриги происходящему добавило то, что Александр Мишарин подтвердил агентству «УралПолит.Ru» свое назначение.
«Да, можете меня поздравить. Извините, я сейчас еду в поезде, связь может оборваться», — заявил Мишарин корреспонденту агентства.
От самого Якунина комментариев пока не поступало. Глава РЖД в это время находится в Санкт-Петербурге на Петербургском экономическом форуме, в четверг он должен председательствовать на одной из секций.
Собеседники «Газеты.Ru», близкие к правительству и администрации президента, считают, что вопрос об отставке Якунина предрешен: он покинет пост главы РЖД в течение ближайших дней.
Слухи о том, что уход Якунина из РЖД неизбежен, представители политических элит начали обсуждать еще полгода назад.
Они активизировались после публикации газетой «РБК Daily» доклада Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, чью экспертную группу возглавляет Якунин. В докладе, в частности, говорилось, что настоящим победителем думских выборов в 2011 году являлась КПРФ, и признавалось, что итоги выборов были фальсифицированы.
Наконец, несколько недель назад в блоге оппозиционера Алексея Навального появилась публикация об элитной даче Якунина с отдельным хранилищем для шуб, перегороженными подходами к реке и огромной молельной комнатой с иконами в золотых окладах.
Многие представители политических элит сочли эту публикацию «черной меткой» Якунину и сигналом того, что вопрос об отставке решен.
Записи в блоге Навального стали ими трактоваться подобным образом после случая с уходом из Госдумы председателя комиссии по этике Владимира Пехтина. Он сложил мандат после публикации в ЖЖ Навального информации о том, что у него есть незадекларированная недвижимость в Майами. Депутаты, чиновники и эксперты в кулуарах задавались вопросом, не могут ли отдельные информаторы Навального работать на администрацию президента или противоборствующие властные кланы.
«История с фейковым пресс-релизом также ударила и по репутации правительства», — отмечает один из источников «Газеты.Ru», близких к Белому дому.
Другой источник, знакомый с ситуацией, называет главным бенефициаром отставки Якунина одного из представителей кремлевских «силовиков» — главу госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова, а также гендиректора корпорации «Уралвагонзавод» Олега Сиенко и владельца Новолипецкого металлургического комбината миллиардера Владимира Лисина.
«Падение влияния Якунина началось давно, у него много конкурентов, и то, что он уйдет, многие знали уже давно», — добавляет источник.
Политолог Александр Морозов выдвигает иную версию подоплеки событий вечера среды.
«Это можно понимать еще и так, например, что в результате некоторой аппаратной борьбы между Кремлем и Белым домом был согласован обмен отставки вице-премьера Аркадия Дворковича на отставку главы РЖД Владимира Якунина. Тут у нас есть ежедневные сообщения, что Дворкович вот-вот подаст в отставку, что его не любит Путин, в кулуарах говорят, что Путин уже топал ногами и требовал от Медведева, чтобы тот его снял, иначе Путин его уволит собственным решением через голову Медведева, — предполагает Морозов. — Возможно, они достигли соглашения, что да, Дворкович уходит, но уходит и Якунин. У меня такое ощущение, что надо подождать. Может быть, завтра будут отправлены в отставку и Дворкович, и Якунин, тогда станет понятно, откуда была утечка. Отзыв подписанной бумаги об отставке Якунина произошел потому, что не подписана какая-то вторая бумага. Дело даже не в том, что у кого-то большие провинности, сейчас вся властная верхушка совершила огромные провинности. Это об идущем размене остатков тандема — окружения Путина и Медведева… Никак не может произойти окончательный размен», — сказал Морозов «Газете.Ru».
«Кампания против Якунина ведется уже не первый день, это очевидно… Ясно совершенно, что РЖД — это более чем лакомый кусочек.
На самом деле желающих подмять под себя РЖД достаточно много. И кампания против него велась, и можно (Степана) Сулакшина (автора доклада про выборы. — «Газета.Ru») тут вспомнить, и Мишарина — уже тогда Якунин пытался избавиться от всех, кто мог бы занять его кресло и имел подходящие навыки. Мишарин был, как известно, замминистра. Подозреваю, что, судя по ситуации, это были самые близкие к Владимиру Владимировичу (Путину) люди, но ситуация, конечно, выглядит глупо и смешно», — отмечает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
Для сотрудников РДЖ известие об отставке Якунина стало неожиданностью. «Для нас это было полной неожиданностью», — говорит сотрудник РЖД из окружения Якунина. Аналогично высказались еще несколько источников.
К питерскому форуму готовились пресс-конференции, индивидуальные интервью с главой РЖД, удивляется источник. «Теперь мы вообще не понимаем, будет он завтра (на форуме) или нет», — говорит он в замешательстве.
«Мишарин был назначен его первым замом, курирует сейчас строительство высокоскоростных магистралей», — пояснил еще один собеседник из госкомпании. Так как это является главным направлением РЖД на будущие несколько лет, его и поставили, предполагает источник. «Достаточно значимый период жизни он отдал железным дорогам — был первым заместителем министра транспорта, а еще раньше был первым заместителем министра путей сообщения, ему эта деятельность знакома», — поясняет собеседник. В бытность замминистра транспорта Мишарин поддерживал политику Якунина, говорит источник о маловероятной смене курса госкомпании с приходом нового руководства.
Без пяти минут отставник сегодня уже хвалится прессе, что вчерашнее сообщение «не испортило ему аппетит». "Тушеный глухарь, которым вечером 19 июня 2013г. "угощал его" ВВП, был "очень вкусный". Вот любит он козырять своей близостью к Самому.
Теперь понятно, что наверное все-таки решение было подписано, но в последний момент он просто отболтался.
Адвокат Владимира Якунина Алексей Мельников обвинил в ложном сообщении об отставке президента РЖД главного редактора "Русской службы новостей" Сергея Доренко. По его словам, возможна связь между появлением "увольнительного" письма и судебным разбирательством между главой ОАО "Российские железные дороги" и радиоведущим.
Сам С.Доренко это предположение категорически отверг. "Если проследить...
Адвокат Владимира Якунина Алексей Мельников обвинил в ложном сообщении об отставке президента РЖД главного редактора "Русской службы новостей" Сергея Доренко. По его словам, возможна связь между появлением "увольнительного" письма и судебным разбирательством между главой ОАО "Российские железные дороги" и радиоведущим.
Сам С.Доренко это предположение категорически отверг. "Если проследить связь, то надо искать того, кому это выгодно. Надо сказать, что это грязная, незатейливая провокация. Это выгодно только самому Якунину", - уверен глава РСН.
По его словам, В.Якунин "упрочил свое положение". "Он бросил тень на премьер-министра страны Медведева, указав на Иркутск, место, где находился глава правительства. Брошена тень на первого зама Якунина - Мишарина", - полагает С.Доренко.
Могущественный глава РЖД Владимир Якунин полчаса побыл в отставке. Потом нам объяснили, что это провокация. Но наше расследование показало: в самой железнодорожной отрасли практически все уверены — документ об отставке Якунина Дмитрий Медведев действительно подписал. И...
Могущественный глава РЖД Владимир Якунин полчаса побыл в отставке. Потом нам объяснили, что это провокация. Но наше расследование показало: в самой железнодорожной отрасли практически все уверены — документ об отставке Якунина Дмитрий Медведев действительно подписал. И отозвал его лишь после вмешательства Владимира Путина. «РР» разбирался, на чем основывается такая уверенность.
«Вычислены спонсоры “ложной” информации об отставке Якунина. Сегодня за 15 минут, прошедших с выпуска новости про отставку до ее опровержения, внутри РЖД (миллион работников) и в офисах железнодорожных компаний было выпито более 200 тысяч бутылок алкоголя. Пили, само собой, самое дорогое, что берегли для торжественных случаев и дорогих гостей. Так что главный бенефициар в деньгах — производители коньяка из Франции и Армении», — зло иронизировал по поводу расследования «провокации» с отставкой Якунина отраслевой портал infranews.ru.
— Разговоры о хакерской атаке для меня нонсенс, — объясняет эту злую иронию гендиректор портала Алексей Безбородов. — Я уверен, что Дмитрий Анатольевич подписал документ об отставке по-настоящему.
— И что спасло Якунина? Только то, что он в этот момент глухаря с Путиным ел?
— Еще непонятно, что и с кем он ел. Якунин же не чекинится в Кремле. А рассказы про глухаря - это легенда и мифология.
Владимир Якунин руководит РЖД уже восемь лет. За это время он успел нажить себе достаточное количество если не врагов, то недоброжелателей, причем весьма могущественных. Теоретически каждый из них мог начать против Якунина аппаратную и информационную войну. Причина в том, как он проводил, а вернее, не проводил либеральную реформу отрасли.
Реформа без реформ
Что такое железная дорога? Это вагоны, локомотивы и рельсы. Всем этим владело государство, и в 2001 году правительство анонсировало реформу отрасли, чтобы создать конкуренцию. План реформы, подразумевавшей разделение корпорации на части и создание независимых игроков, по рыночной идеологии похожей на, в общем, провалившуюся реформу электроэнергетики, с самого начала вызывал протесты у профессионалов-железнодорожников, хотя, конечно, подогревал и надежды потенциальных покупателей прибыльных частей железнодорожного хозяйства.
Владимир Якунин изначально позиционировался властью и СМИ как руководитель, который не будет проводить быстрые и радикальные рыночные преобразования. По-видимому, в этом был определенный смысл, но попутно тормозились не только безумные планы «большой реформы», но и некоторые разумные нововведения.
Через 12 лет ситуация такова: — Относительно либеральные реформы проведены только в сфере вагонов, — рассказывает «РР» доцент Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения Фарид Хусаинов. — Там появились частные компании — владельцы вагонов, нерегулируемое тарифообразование, конкуренция. И это дало результат: пошли инвестиции в подвижной состав, которых раньше не было. Сегодня вагонов профицит, и тарифные ставки падают. А вот что касается локомотивов и инфраструктуры, там реформ по большому счету не было, там сохранилось госрегулирование. Значит, стимулов к серьезным инвестициям нет. А ведь был в плане отраслевой реформы пункт, предусматривавший появление частных компаний, владеющих не только вагонами, но и локомотивами. Но на этом пункте РЖД застопорилось, Якунин блокировал всякое развитие конкуренции в этой сфере.
Логику действий Якунина понять можно. Так, потеряв монополию на вагоны, РЖД, по подсчетам экспертов, лишилось 13% своего дохода. Отдать еще и локомотивы — значит потерять еще больше.
Стоит отдать должное Якунину: он умеет лоббировать интересы РЖД, но в результате, расплетая нити нынешнего «заговора», мы имеем слишком много подозреваемых. Вот лишь краткий список.
Сергей Чемезов, глава госкорпорации «Ростех». Он хотел заполучить Уралвагонзавод в структуру Ростехнологий. УВЗ уже был включен в проект указа президента — 100% его акций передавались в уставной капитал Ростеха вместе с десятками других заводов. Но именно Якунин добился исключения Уралвагонзавода из этого списка.
Олег Сиенко, гендиректор Уралвагонзавода. С УВЗ Якунин поступил как собака на сене: и Чемезову не отдал, и сам не приголубил. Год за годом он отказывался покупать вагоны УВЗ, ссылаясь на их плохое качество. Завод спасли военные заказы и частные компании-перевозчики. Реформа обеспечила рост производства вагонов с 36 тыс. в 2009 году до 71 тыс. в 2012-м. Гендиректора УВЗ — человека очень близкого Сергею Чемезову — одно время рассматривали и как реального сменщика Якунина.
Зиявудин Магомедов, владелец промышленного холдинга «Сумма». У него отняли мечту создать крупнейшую логистическую компанию в России. Это случилось бы, если бы правительство согласилось на приватизацию 50% +2 акции компании «Трансконтейнер» (сейчас ее акции принадлежат РЖД). Правительство поддерживало этот вариант. Заместитель министра экономического развития Сергей Беляков оценивал возможный доход государства от сделки в 35 млрд рублей. Основным претендентом на покупку был Магомедов, который уже владеет 23,7% акций компании.
Но в итоге Якунин пролоббировал в правительстве другой проект — создание Объединенной транспортно-логистической компании России, Белоруссии и Казахстана, в уставной капитал которой и уйдут акции «Трансконтейнера». Стоит отметить, что Зиявудин Магомедов — человек близкий Дмитрию Медведеву, однокурсник вице-премьера Аркадия Дворковича. Николай Токарев, президент ОАО «Транснефть». С «Транснефтью» у Якунина перманентная конкуренция. В 2007 году глава РЖД поставил под сомнение реализацию глобального проекта «Транснефти» — строительства трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).
В тот момент, когда «Транснефть» искала финансирование для проекта, Якунин в соавторстве с несколькими учеными выпустил книгу «Энергетический вектор восточной геополитики России». В ней утверждалось, что возить нефть в Азию выгоднее по железной дороге, а решение о строительстве ВСТО принималось «в ситуации политизированного публичного дискурса на основе малодоступного профессиональным экспертным кругам анализа и стратегического прогноза».
Бизнесмены, заинтересованные в дальнейшей реформе РЖД, — лишении ее монополии на локомотивы и инфраструктуру.
Существующие железные дороги никто у РЖД отнимать не собирается, но вот построить новые хотят. Так, в 2012 году компания «Балттранссервис» анонсировала проект строительства частной железной дороги, которая связала бы четыре российских нефтеперерабатывающих завода (принадлежащих «Сургутнефтегазу», ТНК-BP, «Славнефти» и «Газпром нефти») с портами в Финляндии и портом Усть-Луга.
Идею обосновывали тем, что нынешние железные дороги перегружены, грузы идут медленно, нефтяники терпят убытки. Проект оценивался в 14 млрд рублей. РЖД вроде было не против, но, по словам наших собеседников, пока делает все, чтобы проект не состоялся.
В общем, подозреваемых хватает. Но вот проблема: у большинства из них есть алиби.
— Конечно, можно предположить, что отставки Якунина добивается кто-то из сильных игроков, потому что тот мешает его планам стратегического развития. Но это только теория, — рассуждает Фарид Хусаинов.
На самом деле, объясняет наш собеседник, российская система устроена по-другому. Допустим, серьезные, крупные перевозчики всерьез захотели иметь парк локомотивов, а Якунин против. Какой будет логика действий в нормальной системе? Крупные игроки попытаются посадить на место Якунина человека, который даст толчок реформе отрасли, то есть поменяет правила игры для всех. Но в российских условиях серьезным игрокам проще решить проблему кулуарно — обратиться к вышестоящему чиновнику и выбить какие-то специфические преференции только для себя. А для этого не нужно снимать Якунина — нужно иметь выход на людей, которые выше его.
— Те, кто может влиять на решения правительства, уже давно имеют локомотивы без всякой реформы, — подтверждает Алексей Безбородов, — это «Трансойл» Геннадия Тимченко, «Глобалтранс», еще несколько компаний. А те, у кого нет финансов и политического влияния, локомотивы не получат, даже если Якунин уйдет в отставку. Что касается версии с приватизацией «Трансконтейнера», то, условно говоря, за такое действительно могли отомстить. Но Зиявудин Магомедов подобные глупости делать бы не стал.
Правительство — главный подозреваемый
Таким образом, остается главный подозреваемый — правительство Российской Федерации, что, конечно, не исключает определенного интереса близких к правительству бизнесменов. — К Якунину накопилось много претензий, — объясняет Алексей Безбородов. — С 2005 года государство инвестировало в основной капитал РЖД три триллиона государственных денег. А результата нет. Простой пример — «Сапсаны». Потрачены немалые деньги. И что в результате? Импортные локомотивы таскают импортные вагоны по японским рельсам. А во Франции и Германии под программу скоростных поездов созданы миллиардные отрасли: строительство локомотивов, производство рельсов и так далее. У нас же такого и близко нет. Ну да, москвичи и питерцы стали чуть мобильнее — здорово, но для экономики кумулятивного эффекта нет никакого.
Кроме того, правительство устало постоянно выделять РЖД все новые деньги. В конце прошлого года Владимир Якунин потребовал дополнительно 26 млрд рублей субсидий, в противном случае пригрозил сократить число поездов и предрек социальную напряженность: «Ситуация может дойти до того, что из Томска в Новосибирск будет возможно добраться только через Москву!»
После долгих переговоров с Минфином аппетиты Якунина уменьшились, но осадочек остался. Вызывает сомнение и эффективность выделяемых РЖД денег — взять лишь баснословную себестоимость дороги Адлер — Красная Поляна! И в этом контексте обращает на себя внимание то, что ложная отставка Якунина практически совпала по времени с заявлением Владимира Путина о том, что Россия потратит 450 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на инфраструктурные проекты.
Два из них, модернизацию Транссиба и строительство скоростной железной дороги Москва — Казань, лоббировало РЖД. Это минимум 260 млрд госинвестиций. Кроме того, ранее государство обещало по-крупному вложиться в некоторые другие инфраструктурные проекты РЖД вроде БАМа-2.
Теперь вопрос о главе РЖД — это вопрос контроля за эффективностью расходования огромных денег. «Первая атака на Якунина началась с прицелом на то, чтобы лишить его расположения единственного человека, который его поддерживает, — Путина, вызвать раздражение президента», — уверяет «РР» близкий к РЖД источник. Речь идет о скандале, когда глава Центра проблемного анализа (а научный руководитель Центра — Якунин) Степан Сулакшин опубликовал доклад о фальсификациях на выборах в Госдуму и присудил победу на них КПРФ, а не «Единой России».
Но если наша версия отставки Якунина верна, значит, артподготовка не увенчалась успехом: доверие Путина глава РЖД сохранил. Но долго ли он продержится в таком недружественном окружении — большой вопрос.
«Российские железные дороги» (РЖД) готовятся к приватизации. И чтобы новый акционер чувствовал себя комфортнее, корпоративные процедуры в железнодорожной монополии предлагается привести в соответствие с общими правилами. Сейчас президента РЖД назначает правительство, но, по задумке чиновников, в будущем в его избрании сможет поучаствовать новый акционер или его представители.
«Российские железные дороги» (РЖД) готовятся к приватизации. И чтобы новый акционер чувствовал себя комфортнее, корпоративные процедуры в железнодорожной монополии предлагается привести в соответствие с общими правилами. Сейчас президента РЖД назначает правительство, но, по задумке чиновников, в будущем в его избрании сможет поучаствовать новый акционер или его представители.
Правительство внесло в Думу законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». В частности, чиновники предлагают исключить пункт о назначении на должность и освобождении от должности единоличного исполнительного органа (президента) РЖД, по которому решение об этом принимает правительство (как правило — по согласованию с Кремлем).
Изменения обусловлены «необходимостью приведения нормы о назначении и освобождении от должности единоличного исполнительного органа (президента) акционерного общества в соответствие с корпоративным законодательством в связи с появлением нового акционера», говорится в пояснительной записке к документу. В соответствии с распоряжением правительства от 1 июля 2013 года 25% минус одна акция РЖД включены в прогнозный план приватизации на 2014–2016 годы (правда, пока, согласно вносимым поправкам, доля государства в монополии может быть снижена не более чем до 95%).
Согласно закону «Об акционерных обществах», главу акционерного общества может избирать собрание акционеров или совет директоров (компания сама прописывает эту норму в своем уставе).
Президент России до сих пор не согласовал директиву о переназначении Владимира Якунина президентом компании РЖД. Об этом пишет газета «Ведомости».
Изданию об этом рассказали два высокопоставленных чиновника и знакомый Якунина. Директиву о назначении, подписанную в правительстве России, отправили на согласование в администрацию президента, но ответ пока не получен. «Премьерскую директиву...
Президент России до сих пор не согласовал директиву о переназначении Владимира Якунина президентом компании РЖД. Об этом пишет газета «Ведомости».
Изданию об этом рассказали два высокопоставленных чиновника и знакомый Якунина. Директиву о назначении, подписанную в правительстве России, отправили на согласование в администрацию президента, но ответ пока не получен. «Премьерскую директиву Путин не согласовал, но не давал правительству и указания искать нового руководителя для РЖД», – передают «Ведомости» слова одного из источников.
По словам федерального чиновника, Якунину «сказали спокойно ехать в отпуск», а когда президент примет решение, все об этом узнают. Отсутствие утверждения Якунина на посту он объясняет тем, что правительство и Кремль понимают о необходимости нового руководителя для РЖД. Однако для отставки сейчас «не лучшее время, в том числе с учетом санкций». «Видимо, президент еще не определился с будущим Якунина, рассуждает чиновник», – пишет издание.
Ситуацию с переназначением Якунина пресс-секретарь президента Дмитрий Песков комментировать изданию не стал.
До этого директива о продлении полномочий главы РЖД «зависала» в правительстве. В конце июня РБК стало известно, что это распоряжение несколько недель не могли утвердить. Предыдущая директива была утверждена 10 июня 2011 года и принималась на три года, однако по состоянию на 25 июня 2014 года она подписана не была.
При этом чиновники нескольких ведомств, включая Минэкономразвития и Росимущество, опрошенные РБК, говорили, что все технические действия для переназначения были предприняты: проект директивы согласован и отправлен в правительство. Задержку они объясняли некими техническими причинами, но отказывались объяснить, в чем дело.
В начале июля стало известно, что Владимира Якунина переизбрали в совет директоров РЖД. При этом вопрос о его переназначении президентом компании был подвешен – свои обязанности он продолжал исполнять без контракта. Представитель президента компании Александр Пирков заявлял РБК, что у Якунина бессрочный договор. Однако по уставу компании правительство должно было переназначать президента монополии каждые три года.
Владимир Якунин будет переназначен главой РЖД спустя два месяца ожидания. В Кремле согласовали его кандидатуру на пост президента монополии, рассказали РБК бизнесмен, близкий к РЖД, и топ-менеджер компании.
Два месяца без контракта
Кремль согласовал кандидатуру Якунина на пост главы РЖД, рассказали РБК бизнесмен, близкий к монополии, и топ-менеджер РЖД. «Согласование из администрации...
Владимир Якунин будет переназначен главой РЖД спустя два месяца ожидания. В Кремле согласовали его кандидатуру на пост президента монополии, рассказали РБК бизнесмен, близкий к РЖД, и топ-менеджер компании.
Два месяца без контракта
Кремль согласовал кандидатуру Якунина на пост главы РЖД, рассказали РБК бизнесмен, близкий к монополии, и топ-менеджер РЖД. «Согласование из администрации президента было получено еще на прошлой неделе», — пояснил источник в РЖД. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков и представитель Дмитрия Медведева Наталья Тимакова на момент публикации не ответили на вопросы РБК.
На вопрос РБК о судьбе директивы сам Владимир Якунин не ответил, предложив спросить у премьер-министра Дмитрия Медведева.
Якунин работал без разрешения правительства более двух месяцев: прежнее распоряжение о его назначении президентом РЖД сроком на три года было датировано 10 июня 2011 года, утверждает источник РБК в компании. Премьер Дмитрий Медведев не подписывал распоряжение о переназначении Якунина потому, что кандидатура долгое время не была согласована президентом России, писала на прошлой неделе газета «Ведомости». Источник РБК, близкий к РЖД, утверждает, что формального согласования администрации президента не требуется, но неформальное одобрение все же необходимо.
Хотя глава РЖД достиг пенсионного возраста (ему 65 лет), президент Путин «из принципа» не станет его менять, пока Якунин остается под санкциями Запада, считает высокопоставленный чиновник правительства. В конце марта Министерство финансов США внесло Якунина в список россиян, которым запрещен въезд в страну, а их активы на ее территории должны быть заморожены. Среди 20 человек, оказавшихся под санкциями, только четверо не занимают государственных постов, зато, по данным Минфина США, составляют близкий круг президента России.
В санкционный список Евросоюза Якунин не вошел. По его словам, это произошло благодаря помощи «европейских партнеров», которые делают все «от них зависящее». «Если бы они оказались в такой же ситуации, я бы для них сделал то же самое», — говорил президент РЖД журналистам в конце мая.
Якунин занимает пост президента РЖД уже девять лет. Правительство впервые назначило его главой монополии в июне 2005 года, с тех пор кабинет министров продлевал его полномочия дважды — в 2008 и 2011гг. Год назад, вечером 19 июня, сразу несколько российских информагентств, включая государственные, внезапно распространили сообщение об отставке Якунина и о назначении на пост главы РЖД первого вице-президента Александра Мишарина. Официальные представители государства и РЖД в течение нескольких часов не могли прокомментировать эти сообщения. Позже пресс-служба правительства назвала их фальшивкой. Сам Якунин заявил Forbes, что новость об отставке застала его на встрече Путина с бизнесменами «и аппетит не испортила». «Мы сидели и ели глухаря», — уточнил Якунин. По его словам, президент отнесся к происходящему как к шутке: «Сказал: какое счастье тебе привалило».
Глава РЖД неоднократно говорил журналистам, что контракт с ним будет продлен, если «государство — собственник РЖД» будет удовлетворено его работой. В кулуарах Петербургского международного экономического форума в мае 2014 года он пояснил, что вопрос о переназначении на высшем уровне еще не обсуждался. «Никто со мной на эту тему не говорил», — сказал Якунин журналистам.
Борьба за совет директоров
Одновременно с решением о продлении контракта Якунина правительство должно подписать и распоряжение о назначении нового председателя совета директоров РЖД, рассказал источник, близкий к совету директоров компании. По словам собеседника РБК, администрация президента согласовала и его кандидатуру, но кто им станет пока непонятно. Среди претендентов на этот пост — Сергей Степашин и нынешний председатель совета директоров РЖД Кирилл Андросов, утверждали источники РБК в начале июля.
Представитель премьера Наталья Тимакова в начале июля опровергала информацию о том, что Степашин станет председателем советом директоров РЖД. «Информация не соответствует действительности», — сказала она.
Якунин выиграл бы от замены Андросова во главе совета директоров, считает правительственный чиновник. За советом директоров остается решающее слово в определении политики компании, это касается всех крупнейших инвестпроектов и направлений развития монополии. Исполнительным же органом монополии выступает правление, которое возглавляет президент РЖД, то есть Якунин. Он, как следует из устава РЖД, «в своей деятельности подотчетен общему собранию акционеров и совету директоров». Один из собеседников РБК, рассказывая о возможном назначении Степашина главой совета директоров, добавил: Степашин может занять место в руководстве РЖД, которое «формально выше Якунина».
Якунину было бы удобнее, если бы совет директоров возглавлял человек из его же команды, с которым ему комфортно работать, считает президент агентства «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. Андросов, как человек внимательный и въедливый, выполняет функцию контроля за деятельностью корпорации, эффективность которой под вопросом, считает эксперт. По его мнению, шансы Андросова вновь стать председателем совета директоров РЖД выше, чем у Степашина: он моложе, энергичный, из пула молодых менеджеров, с которыми Владимир Путин работал, когда возглавлял правительство. «Я всегда говорил, что совет директоров РЖД не может состоять из новичков, которые себя ничем нигде не проявили, но вроде бы неплохие ребята», — говорил сегодня Якунин журналистам на праздновании 40-летия БАМа (цитата по Интерфаксу). «С этой точки зрения Сергей Степашин или заместители министров Иванов и Белозеров, я считаю, это представительные фигуры», — отметил он.
В кабинете министров уже обсуждают несколько возможных кандидатов на пост главы РЖД, сообщил "Дождю" источник, близкий к правительству. Сегодня стало известно, что нынешний глава РЖД Владимир Якунин дал согласие стать кандидатом в сенаторы от Калининградской области.
По словам председателя комитета Совфеда по регламенту Вадима Тюльпанова, в случае делегирования в Совет Федерации сенатором от...
В кабинете министров уже обсуждают несколько возможных кандидатов на пост главы РЖД, сообщил "Дождю" источник, близкий к правительству. Сегодня стало известно, что нынешний глава РЖД Владимир Якунин дал согласие стать кандидатом в сенаторы от Калининградской области.
По словам председателя комитета Совфеда по регламенту Вадима Тюльпанова, в случае делегирования в Совет Федерации сенатором от исполнительной власти Калининградской области Якунин должен будет в соответствии с законодательством покинуть пост главы РЖД.
Собеседники "Дождя" сообщили, что среди возможных преемников Якунина - первый вице-президент компании Александр Мишарин, помощник президента РФ Игорь Левитин, гендиректор Уралвагонзавода Олег Сиенко и вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий, помимо прочего, транспорт.
Представитель Дворковича, возглавляющего совет директоров РЖД, ранее заявил, что вопрос об отставке Якунина с поста президента монополии не комментирует. Заместитель генерального директора Уралвагонзавода Алексей Жарич сообщил "Дождю", что у него информации о возможном назначении Олега Сиенко главой РЖД нет.
Комитет Госдумы по транспорту одобрил поправки к уставу железнодорожного транспорта, которые, как считают на рынке, могут создать дополнительный источник доходов для ОАО РЖД. Речь идет о том, что операторы должны будут отдельно оплачивать отцепку и транспортировку вагонов в ремонт. Операторы опасаются, что ОАО РЖД, которое само принимает решение об отцепке и решает, кто виноват, будет перекладывать все расходы на владельцев вагонов.
По всему миру появляется всё больше и больше частных домов выполненных из обычных грузовых контейнеров. Для этих целей используются как старые, так и новые образцы, что достаточно выгодно — цены на подержанные контейнеры начинаются от девяти сотен долларов.
Общественное мнение тестируют?
Вот любит он козырять своей близостью к Самому.
Теперь понятно, что наверное все-таки решение было подписано, но в последний момент он просто отболтался.
Сам С.Доренко это предположение категорически отверг. "Если проследить...
http://vladimir.vladimirovich.ru/2013-6-20...
25 июня 2013 г.
Он совсем не червонец
Почему все так легко поверили в отставку Якунина
Могущественный глава РЖД Владимир Якунин полчаса побыл в отставке. Потом нам объяснили, что это провокация. Но наше расследование показало: в самой железнодорожной отрасли практически все уверены — документ об отставке Якунина Дмитрий Медведев действительно подписал. И...
Правительство...
Изданию об этом рассказали два высокопоставленных чиновника и знакомый Якунина. Директиву о назначении, подписанную в правительстве России, отправили на согласование в администрацию президента, но ответ пока не получен. «Премьерскую директиву...
Два месяца без контракта
Кремль согласовал кандидатуру Якунина на пост главы РЖД, рассказали РБК бизнесмен, близкий к монополии, и топ-менеджер РЖД. «Согласование из администрации...
По словам председателя комитета Совфеда по регламенту Вадима Тюльпанова, в случае делегирования в Совет Федерации сенатором от...